Какова должна быть оптимальная продолжительность церковной службы?
Наверное, каждый православный христианин хотя бы раз в жизни задавался этим вопросом. Вроде бы, с одной стороны, должны присутствовать стойкость и желание распять себя со страстьми и похотьми, и эта часть сознания ратует за службы подольше. С другой стороны, темп современной жизни и в целом ослабление силы духа и воли в человеке кренят чашу весов в другую сторону. Что ж, определенная логика имеется в обеих точках зрения и сторонники каждой по-своему правы. Мы действительно сейчас не в состоянии выстаивать многочасовые службы (о том, чтобы все это время молиться, я вообще молчу), но нам следует хотеть быть в состоянии. И на этом остановимся немного подробнее.
В чем корень нашего ропота на чрезмерную продолжительность службы в том или ином храме, монастыре? Нам тяжело, мы устаем, не можем сосредоточиться, думаем только о ногах и т.п. Хотя можно смело все эти причины зачеркивать и писать просто – мы не хотим. Да, мы действительно просто-напросто не хотим. Ведь если хотели бы, то искали бы возможности, а не отговорки. (Все мы крайне любим цитировать этот афоризм, но, как правило, без применения к себе любимому.) Задавая себе или другим вопрос: «Ну зачем так долго?» – мы даже не пытаемся на него ответить. Он у нас по умолчанию определен в разряд риторических. Нас на самом деле не интересует «Зачем», потому что где-то глубоко внутри мы уверены, что незачем, и фраза носит скорее характер праведного негодования, нежели интереса к первопричине.
А что если остановиться и попытаться ответить? Действительно, зачем так долго и так много? Может, составителям этих служб делать было нечего? Вряд ли. Когда нам делать нечего, мы хватаемся за множество всевозможных вещей, за исключением дел откровенно богоугодных. А если таковые и случаются, то в списке приоритетов им чаще всего отведено не самое почетное место.
Значит, наличие свободного времени причиной быть не может. Что же еще? Ничего в голову не приходит. Хотя подождите… Может, им просто нравилось?! Да нет, не может быть… Неужели они настолько любили Бога, что в своем желании славить Его не могли остановиться? И поэтому все время придумывали песнопения, составляли новые молитвословия? Выходит так, что они это любили, им это было интересно, поэтому длительная служба была желанной, а не обременительной.
Чего, к сожалению, нельзя сказать о большинстве из нас.
Примечательно, что когда мы в чем-то серьезно заинтересованы, то тут же открываются какие-то внутренние резервы организма и появляются силы, а иногда и время, которого до этого категорически не было. Мы, например, можем встретить знакомого и проболтать пару часов, не сходя с места, не обращая при этом внимания на ноги. Все потому, что нам интересно, мы захвачены беседой с близким человеком. Другой пример – это завязнуть в Интернете. Вроде садился в девять на полчасика, а уже половина первого, и ты остановиться не можешь – еще одну последнюю новость, статью, сообщение… Тут вообще у каждого второго остеохондроз со сколиозом, при которых продолжительные бдения за компьютером абсолютно и бесповоротно противопоказаны. Но тем не менее, несмотря на затекшую шею и прострел в грудном отделе, мы упорно сидим. Потому что нам интересно. Здесь наше сокровище, ради которого мы с легкостью готовы терпеть физические неудобства. В то время как ради службы не готовы. Согласитесь, абсурд?
Не то чтобы мы совсем не готовы. Нет. Мы терпим, но наше терпение все больше добровольную муку напоминает: переминание с ноги на ногу, попытки незаметно размяться или скосить глаза на часы. В общем, «рученьки терпнуть, злипаються віченьки… Боже, чи довго тягти?» Есть, конечно, и небольшие отдушины: или дьякон с кадилом пройдет, или помазание начнется, в крайнем случае можно свечки поправить – все как-то легче. Стоять же и молиться на службе так же самозабвенно, как сидеть в социальных сетях, мы, увы, не способны.
Есть такое утверждение у святых мужей: «Нужно во всем винить себя». С этой мыслью трудно смириться. Гораздо удобнее и легче видеть причину своих страданий в других людях, явлениях и обстоятельствах. Православное же христианство советует начать прежде всего с себя. То есть, если мне тяжело стоять длинную службу, то совсем необязательно проблема в ней…
Это ни в коем случае не призыв служить или посещать службы по полному Уставу. Мы действительно не в состоянии. Если же все-таки решимся, то рискуем надорваться. Начинать, наверное, все же лучше с малого. Нужно полюбить хотя бы сокращенную службу: разобраться в ее структуре; если в храме неразборчиво поют или читают, то обзавестись текстом и пытаться следить за ходом службы самостоятельно; знакомиться с текстом службы заранее. Иначе зачем читаются и поются красивейшие тексты с глубоким богословским смыслом? Не для того же, чтоб мы под них с ноги на ногу переминались? Благо сейчас в Интернете информации в изобилии, поэтому задача хоть и тяжелая, но вполне посильная. С другой стороны, разобраться – еще не значит полюбить. Засим будем просить помощи у Господа, и Он, видя наше благое намерение, поддержит наше начинание. Может, когда-нибудь литургический возглас священника перестанет быть красивой формальностью и мы действительно будем едиными устами и единым сердцем славить и воспевать пречестное и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.