27 сентября 2020 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня настоятель Серафимовского храма г. Тамбова иерей Димитрий Пимкин совершил Божественную литургию. Ему сослужил клирик храма иерей Михаил Кулешов. По окончании Литургии было совершено славление празднику.
Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
Апостол Павел сказал: «Слово крестное погибающим есть безумие, для нас же это сила Божия» (1 Кор. 1, 18). Когда, наконец, прекратились гонения, когда народ уверовал в истинность слова Божия, то Господь явил Древо Крестное. То Древо, на котором был распят Он Сам, на котором претерпел страдания и смерть, грехи все наши вознес на этот Крест и в Себе Самом уничтожил. Теперь мы можем не грешить!
И если ветхозаветный человек не мог избавиться от рабства грехов, то мы с вами можем быть свободными от греха. Каждый из нас знает, как это тяжело, как тяжело оставить грех, страсть, которая поработила нашу душу. Также мы знаем, как бывает легко победить отдельные поползновения этой страсти молитвой ко Господу. Почему же тогда не получается нам одолеть совершенно страсть? Да ведь причина проста! Если бы мы непрестанно молились, если бы наша жизнь вся целиком была во Христе, если бы мы вслед за Христом всегда несли крест свой, а не только по средам и пятницам, также и воскресеньям до обеда, и в субботу иногда еще – мы бы совершенно одолели, с помощью Божией, свои страсти. Если будем поступать так, если мы, проснувшись, сразу же будем помнить, что мы чада Божии, что мы созданы для вечной жизни во Христе и весь день с молитвой, с презрением своих греховных чувств будем проводить до самого вечера, тогда мы сможем преодолеть страсти, тогда мы сможем преодолеть те нападки бесовские, которые происходят ежесекундно, со всех сторон.
Бесы поработили нас, бесы опутали нас! В одном каноне бесы сравниваются с животными, которые могут окружить пищу «яко пчелы сот окружают мя лукавые демоны». А далее с другими животными сравнивает нечистых автор: «яко хищные птицы, яко лукавые лисицы, яко сыроядцы птиц плотоядных окрест мене летают». Вот, действительно, вокруг нас демоны создали свою сеть, и эту сеть мы можем разрушить только лишь молитвой ко Господу, только лишь жизнью во Христе. И главное оружие, укрепляющее нас на этом пути, есть Знамение Крестное. До четвертого века Господь, сокрытым в земле, содержал Крест Свой, тот, на котором Он Сам пострадал. В IV веке благочестивая императрица Елена в Иерусалиме, на месте языческого капища, обрела Честной Животворящий Крест. Народ у нас знает: как привозят какую-то святыню в Москву – сразу образуются огромные очереди. Сколько простаивают? Часами, сутками люди стоят, а другие верующие всё подходят и подходят… Представьте себе, сколько же было людей в Иерусалиме, что не могли все подойти к Кресту, и приходилось воздвигать, поднимать Крест, что бы люди хотя бы увидели его! Вот какое количество людей собиралось в Иерусалиме в день обретения Креста Господня.
Сейчас на праздники собирается совсем мало людей, храмы почти пусты, хотя населения стало намного больше, нежели в те времена, когда эти храмы строились. Это все потому, что Господь стал безразличен многим, люди живут вне Бога, а потом говорят: «За что же Господь меня так наказал, за что же Он меня так не любит?» Так ведь мы живем без Него, мы живем без Бога. Где же наша любовь к Богу? Ведь наше отношение к Богу потребительское, мы всегда у Бога что-то просим и иногда Его даже благодарим! Даже в благодарственной молитве сказано, что «помоги и на будущее прими молитвы благодарящих и исполни другое прошение». То есть мы «за это Тебя поблагодарили, помоги нам и в следующем деле». Неужели это главное во взаимоотношениях Отца и сына, во взаимоотношениях Отца и дочери?! Нет, конечно! Главное между Богом и нами – любовь. Господь взошел на Крест ради нас, а что мы можем сделать ради Бога? Мы, несмышленые, глупые чада, мы можем лишь только, как младенцы, радоваться, когда видим Бога. Видит ребенок мать, тянет свои ручки, радуется, смеется. Да ему ведь мать-то нужна не только ради того, чтобы кормить, а еще просто потому, что он ее любит! Вот также и мы можем любить Бога. Должны — неправильное слово. Можем! Можем, но не хотим. Не хотим, потому что что-то мы потеряли. Мы потеряли эту детскость, дар, который был нам дан в первый раз, когда мы были младенцами. Второй раз он был нам дан, когда шло бурное юношество. Вот здесь-то был повторный шанс — просто любить, любить Бога. Но мы и теперь этим не воспользовались.
Наконец, мы пришли к вере, пришли к Богу. Господь и в этот раз нам, конечно, даровал эту радость детскости, но мы снова ее потеряли! Почему? Потому, что нам было важнее осознать – кто же мы на самом деле, какое мы место занимаем «у третьего подсвечника» в храме. Какое мое значение в церковной общине, что я делаю, какой вес имеет мое слово? Кроме этого, мы стали поучать других, не Евангелие нести другим, не свет мира давать, а поучать! «Если ты будешь грешить, тебя Бог накажет!» Вряд ли стоит начинать разговор с ребенком со слов: «Если ты полезешь на подоконник, тебя отец отлупит». Думаю, что это неправильно. Когда уж он не слушается совсем, тогда это нужно сказать. Тогда Господь и накажет, но только тогда, когда ребенок осознает, что отец любит его! И накажет-то он его для его же пользы, накажет и забудет о наказании, и больше не будет на него злиться. Так и Господь не гневается на нас. Он порой научает нас, наказует нас каким-либо образом, а потом проходит немного времени и Господь опять радостно приветствует нас! Господь опять входит в сердце наше – примите Его! Господь восходит на Голгофу, чтобы пострадать ради нас! А пострадав ради нас, Он, опять же, возвращается к нам. И вот сейчас Он с нами. Да прибудет Господь всегда с нами! И, поклоняясь Его Честному и Животворящему Кресту, в этом поклонении воздадим славу Богу и попросим: «Господи, даруй нам ту веру, ту простоту, ту детскость, которая была у нас в самом начале, когда Ты вошел в сердце наше! Вновь войди и обнови наше сердце, сделай нас причастниками Жизни Вечной! Жизни, о которой Ты многократно говорил в Евангелии. Что Жизнь эта — как семя, которое вырастает в дерево, как хлеб, который пекут, как та святыня, которая начинается здесь, на земле, в нашем сердце, но далее проистекает в жизнь вечную, в Царство Небесное Отца, которое мы жаждем обрести. Аминь!»
Протоиерей Андрей Ефанов
Проповедь в праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня