Богослужение в праздник Рождества Пресвятой Богородицы

21 сентября 2020 года в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, в Серафимовском Храме города Тамбова, иерей Михаил Кулешов совершил Божественную литургию. По окончании Божественной литургии о.Михаил поздравил прихожан с двунадесятым Праздником.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней (Тропарь Рождеству Пресвятой Богородицы). Прошло несколько тысячелетий с того момента, когда после райской жизни за нарушение заповеди Божией первые люди, Адам и Ева, были изгнаны из рая. Господь дал им нелегкий крест. И земля стала не та, какой была в раю, и поврежденность природы грехом также приносила роду человеческому печали и скорби. Но именно тогда было обещано, что семя жены сотрет главу змия (Быт. 3:15).

Много было испытаний, много отступлений от Бога, уклонений от путей правды к путям беззакония, наказаний и милований. Пророки благовествовали о рождении Христа от Девы, а грозные наказания Божии — Ноев потоп, плены Вавилонский и Египетский, непрерывные войны — все это истощило силы человеческие. И ко времени пришествия в мир Христа многие жаждали исцеления от язвы греховной.

Но и мир разделился. Были различные учения — и отвергающие Бога вообще, и видящие смысл жизни в удовлетворении своих страстей. Но вот где-то, в тишине, предуготовляется пришествие Христа. И должна родиться Та, от Которой родится и Сам Христос.

Благочестивая чета Иоакима и Анны живет праведной жизнью, соблюдает заповеди, в непрестанных молитве и посте. Но Господь не дает им главного утешения семьи — детей. А в древности — не так, как сейчас, когда уже зачатых детей убивают во чреве — ждали детей как благословения Божьего. К бесплодным же нередко относились с презрением, считая, что Бог по грехам не дает им детей. Такую горечь испытывали и будущие родители Пречистой Девы Марии. Они были в печали, ибо возраст, в котором они находились, казалось, делал невозможным деторождение, естественное увядание не оставляло надежды.

И вот, как повествует Предание Церкви, однажды они увидели птиц, трудящихся, чтобы свить гнездо, а затем высидеть птенцов. И было видно, как птицы эти радуются и заботятся о своих детях. Вздохнули глубоко прародители Иоаким и Анна и обратились к Богу: «Господи, ведь они — бездушные птицы, и Ты им даешь счастье иметь птенцов. Но ведь мы же любим Тебя, мы соблюдаем Твои заповеди! Почему же нас Ты оставил?»

И происходит то, что невозможно для людей, но не для Бога — престарелая Анна почувствовала, что она зачала и имеет в утробе плод. Она боится сказать об этом своему мужу, не веря своему счастью. Но настало время, когда невозможно было таить. И столь велика была радость, что Господь послал им чадо — именно этим благочестивым престарелым людям, молитвой и постом, надеждой, любовью к Богу подготавливавшим себя к рождению Той, Которая станет Матерью Самого Бога. Как вы помните, когда мы читаем отпуст в конце богослужения, священник вспоминает «святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны». То есть, во все века Святая Церковь вспоминает родителей Богоматери.

«Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней, из Тебе бо возсия Солнце правды — Христос Бог наш…», Который разрушил смерть и даровал нам вечную жизнь. День рождения Пречистой Девы Марии, Царицы неба и земли — это начало нашего спасения. Ибо пройдет немного времени и Она, юная Дева, не знавшая мужа, зачнет от Духа Святаго, придет в Вифлеем и в убогой пещере родит Того, Кто мир спасет, — воплощенного Бога Слова.

Этот праздник мы вспоминаем сегодня. И уместно вспомнить о нашем отношении к деторождению. Так ли, как Иоаким и Анна, мы готовимся стать родителями? Так ли мы надеемся на Бога, ожидая рождения ребенка? Или же становимся человекоубийцами, детоубийцами во чреве, предпринимаем все, чтобы погубить плод? Мы часто задаем себе вопрос: у нас, на Руси, почему Господь так относится к нам? То катаклизмы, то революции, то войны, то междоусобица, то брат на брата, то разрушение страны… Но чего же мы достойны? И сегодня как мы относимся к самому святому дару — дару жизни, к рождению детей как мы готовим себя?

Воспитание ребенка начинается раньше, чем зачатие, когда родители относятся к деторождению как к великому благу. Любящие родители нередко лишают себя многого, лишь бы дать детям покой и радость. А что же мы делаем, когда зачинаем детей, нередко в пьяном угаре? А затем, когда ребенок уже зачат, тоже не самая благочестивая жизнь… Как же ему там неуютно! Ведь он — чистейшее существо, находящееся в утробе матери. И он все чувствует — и сквернословие, и гнев, и пьянство, курение или еще какие пакости. Как же мучается этот ребенок! И не теплым становится материнское лоно, а чем-то подобным камере для заключенного.

И потому мы должны понимать, что дети — величайший дар Божий, должны помнить заповеди, что жена спасается деторождением (см. 1 Тим. 2:15). И в день Рождества Богоматери мы должны поговорить и со своими близкими, и знакомыми о смысле и значении брака, об отношении к детям — начиная с далекого периода, еще до зачатия. Молитва, трезвенная, благочестивая жизнь дают достойный плод. Мы же часто пожинаем то, что посеяли — болезнь еще нерожденного. И часто возникает вопрос: почему? Потому что не жили нормальной, благочестивой жизнью.

В день рождения Пречистой Девы Марии обратимся к Ее жизни, к жизни Ее благочестивых родителей Иоакима и Анны. Сравним их жизни со своей жизнью и, конечно, найдем в себе много неправды. Но это не причина для отчаяния. Осознав свой грех, надо каяться, просить у Бога прощения и делать оставшуюся жизнь такой, чтобы Господь обелил наши души.

Я хотел бы обратиться к вам еще вот с чем. Не так уж много нас сейчас в храме стоит, и это свидетельство об оскудении веры. Не стесняйтесь внимательно вникать в смысл нашего Православия, читайте Евангелие, книг много сейчас, обращайтесь к священникам, чтобы они отвечали на вопросы. И не стесняйтесь проповедовать Слово Божие в семьях своих, на работе, среди ближних и дальних. Хватит бояться, хватит жить по инерции безбожия. Мы дошли «до ручки» — в богатейшей стране у нас множество бед. Кризисы, скажете? Это всё следствие — кризис в голове, в душе. Отступление от Бога — естественная причина различных катаклизмов. Как только народ начнет возвращаться к Богу через сохранение своей православной веры, Господь найдет и умных правителей, и экономистов — всех найдет, поставит на место, дабы народ, обратившийся к Богу, доверившийся Богу, чувствовал, что Бог с ним. Кто против нас, если Бог за нас (см. Рим. 8:31)?

Если мы будем уходить от Бога, путь один — во тьму. Если же будем идти к Богу, то свет Божественный прольется на наши души, наши семьи, нашу страну. И мы вновь скажем: велика ты, Русь святая, и благословенна Богом, удел Пречистой Богоматери. Аминь.

Проповедь митрополита Казанского и Татарстанского Феофана накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы в Покровском соборе Елабуги в 2015 году.

 

 

Подпишитесь на официальные сообщества храма в социальных сетях:
«Серафим» — телеграм-канал для православных
По благословению настоятеля храма создан телеграм-канал для православных — Серафим.
Подпишитесь и будьте с Церковью день за днем. Публикуем события календаря, чтения на каждый день, молитвы и многое другое.
Летопись строительства
Участвовать в строительстве храма:

Мы с благодарностью принимаем любое посильное пожертвование и поминаем постоянных жертвователей за каждой Литургией и на акафисте преподобному Серафиму.

Станьте продолжателем древней церковной традиции, благодаря которой на Руси возведено великое множество храмов и монастырей.

Уже построен и освящен нижний храм, в котором регулярно совершаются богослужения. Можно заказать требы онлайн.