?Вопрос: Как часто христианину нужно быть на богослужении?
?Ответ: Участие в общественном богослужении – это необходимая часть духовной жизни христианина. Через богослужение православные христиане входят в таинственное общение с Богом, участвуя в таинствах, а именно в важнейшем из них – Таинстве Причащения (Евхаристии), таинстве соединения человека с Богом и получают от Бога благодатные силы для праведной жизни. Целью богослужения также является назидание верующих в учении Христовом и расположение их к молитве, покаянию и благодарению Бога.
Как пишет свт. Феофан Затворник, «в Церкви Божией все предусмотрено и приготовлено. Нужен свет для семени духовной жизни – он готов в проповеди слова Божия, которое слышится в храмах – и само, как есть, и в виде поучений и песнопений. Нужна влага – она есть обильна в Божественных Таинствах, сих протоках благодати. Нужен благорастворенный воздух – он есть во всем благолепном чине молитвословий и священнодействий церковных. Во время роста, далее, нужно руководство, чтоб отсекать ненужное и давать должное направление и стволу, и отросткам – оно есть в богодарованном пастырстве и опытном старчестве, и учительстве. Нужен покров для защиты от вредных влияний и разрушительных движений внешних – он есть в непременном пребывании в Церкви Самого Господа» (Сборник слов и проповедей о нашем отношении к храмам, 4). Поэтому частое присутствие за богослужением, если оно не препятствует исполнению прямых обязанностей христианина, можно считать весьма полезным.
Однако есть необходимый минимум участия, который заповедуется Церковью для всех своих чад (если не брать в расчет непредвиденные обстоятельства). Так, первая церковная заповедь предписывает каждому христианину «тщательно соблюдать все воскресные и праздничные дни, то есть слушать утреню, литургию, вечерню и поучение» (Прав. исповедание, Ч. 1, вопр. 87). Сюда в первую очередь относятся двунадесятые праздники (см. Простр. христ. катехизис. О любви, о четвертой заповеди).