Митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий. Тамбовское приношение к прославлению преподобного Серафима Саровского - Храм во имя преподобного Серафима Саровского

Митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий. Тамбовское приношение к прославлению преподобного Серафима Саровского

Портрет Серафима Саровского с подписьюВ 2021 году исполнилось 30 лет со дня второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского. Молитвенно вспоминая великого старца, совершавшего свои духовные подвиги на Тамбовской земле, обратимся ко времени его торжественного причисления к лику святых и вспомним тамбовские имена, так или иначе причастные к этому событию.

Преподобный Серафим Саровский прославлен в царствование императора Николая II в 1903 году. Среди других святых, канонизированных последним русским императором [1], Саровский подвижник занимает особое место. Почитание старца началось еще при его жизни, о чем свидетельствует множество богомольцев, приходивших к нему за советом, наставлением и утешением. После смерти батюшки Серафима поток паломников на его могилку возрастал из года в год. Слава о нем распространилась по всей Руси и за ее пределами, этому способствовали и девять жизнеописаний преподобного, изданных в Русской Церкви до его прославления.

1 февраля 1890 года по благословению епископа Тамбовского и Шацкого Иеронима (Экземплярского) в Саровской пустыни завели книгу, куда стали записывать чудеса, совершаемые преподобным. До канонизации их было записано более сотни. Через два года епископу Иерониму предстояло возглавить комиссию по исследованию чудес преподобного Серафима, созданную указом Святейшего Синода 3 февраля 1892 года. К августу 1894 года комиссия изучила 94 случая чудотворений, сведения о которых прислали из 28 епархий. По общему мнению участников Синодальной комиссии, большая их часть была «удостоверена надлежащими свидетельскими показаниями» [5, с. 150]. Доклад о работе комиссии епископ Иероним представил в Святейший Синод, который поручил ему дать указание настоятелю Саровской обители продолжить запись совершаемых чудес [5, с. 151].

Возглавивший Тамбовскую кафедру после Преосвященного Иеронима епископ Александр (Богданов) в течение 1897 года дважды направлял в Синод новые свидетельства «о чудесных знамениях» [5, с. 151] преподобного. 19 июля 1902 года, в день рождения отца Серафима, император Николай II предложил довести до конца дело «о прославлении благоговейного старца» [5, с. 151].

В августе 1902 года епископ Димитрий (Ковальницкий), управлявший в это время Тамбовской кафедрой, по поручению Святейшего Синода провел предварительный осмотр гроба и останков преподобного. После его доклада Синод постановил создать комиссию во главе с митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским) [5, с. 152] и произвести всестороннее освидетельствование гроба и останков подвижника. В комиссию вошли: епископ Тамбовский и Шацкий Димитрий (Ковальницкий), епископ Нижегородский и Арзамасский Назарий (Кириллов), архимандрит Суздальского Евфимиевского монастыря Серафим (Чичагов), архимандрит Вышенской Успенской пустыни Аркадий (Честонов), игумен Саровской Успенской пустыни Иерофей (Мелентьев), казначей Саровской Успенской пустыни иеромонах Климент, ключарь Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова протоиерей Тихон Поспелов, прокурор Синодальной конторы князь А.А. Ширинский-Шихматов. 11 января 1903 года члены комиссии приступили к работе. По итогам обследования они составили акт, где, в частности, сообщали: «В гробу присутствующие увидели ясно обозначенный остов почившего, прикрытый остатками истлевшей монашеской одежды. Тело приснопамятного старца отца Серафима предалось тлению, кости же его, будучи совершенно сохранившимися, оказались вполне правильно размещенными, но легко друг от друга отделявшимися. Волосы главы и брады седовато-рыжеватого цвета сохранились, хотя и отделились от своих мест» [2, с. 484]. О результатах работы комиссии доложили императору. 26 января 1903 года он положил на докладе резолюцию: «Прочел с чувством истинной радости и глубокого умиления» [5, с. 153].

29 января 1903 года Святейший Синод принял историческое решение: «1) благоговейного старца Серафима, почивающего в Саровской пустыни, признать в лике святых, а всечестные останки его – святыми мощами и положить оные в особо уготованную усердием Его Императорского Величества гробницу для поклонения и чествования от притекающих к нему с молитвою, 2) службу преподобному отцу Серафиму составить особую, а до времени составления таковой, после дня прославления памяти его, отправлять ему службу общую преподобным, память же его праздновать в день преставления его, 2 января, так и в день открытия святых его мощей» [5, с. 152].

Святейший Синод поручил митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Антонию (Вадковскому) совместно с тамбовским и нижегородским архиереями 19 июля 1903 года совершить открытие мощей Саровского чудотворца [5, с. 153]. Император пожелал присутствовать на торжествах.

В ходе подготовки к прославлению была выполнена огромная работа. Естественно, что основная часть забот легла на плечи епископа Тамбовского Иннокентия (Беляева) и тамбовского губернатора Владимира Федоровича фон-дер Лауница. Губернатор предложил для встречи царя направить на границу Тамбовской и Нижегородской губерний делегации земских начальников, волостных старшин и национальные группы крестьян. Он писал: «Я полагал бы допустить до участия в депутации всего до 40 земских начальников и от двух до трех волостных старшин от каждого земского участка. <…> Я полагал бы присоединить к последним депутатам особую группу представителей населения губернии по национальностям (великороссы, малорусы, белорусы, мордва, мещеряки, татары) в их национальных костюмах из числа лиц представительных и видных собою» [3, л. 1–2, 6 об.]. Предложения тамбовского губернатора были приняты и выполнены полностью. Следует отметить, что он указал земским начальникам покрыть расходы за личный счет, а волостным старшинам – за счет волостных сумм.

К приезду императора губернатор фон-дер Лауниц принял особые меры безопасности. На усиленную охрану с 1 июня по 10 октября 1903 года были переведены не только Саровская пустынь, но и весь Темниковский уезд, где она находилась. Полиция получила право высылать нарушителей с территории уезда за любой проступок. Из крестьян Нижегородской губернии организовали отряд добровольцев для наблюдения за порядком. В Саров прибыли усиленные наряды полиции: 80 конников-урядников, 18 пеших урядников, 415 стражников, 25 городовых. Кроме того, в Сарове разместили 11-й Гренадерский Фанагорийский полк, три сотни казаков, а в Нижнем Новгороде – четыре батальона 60-й Пехотной бригады [4, л. 5]. В результате принятых чрезвычайных мер безопасности торжества прошли спокойно.

Император Николай II и великие князья несут гроб с мощами преподобного Серафима Саровского
Император Николай II и великие князья несут гроб с мощами преподобного Серафима Саровского

Помимо мер по охране порядка предстояло принять и разместить десятки тысяч паломников. Епископ Иннокентий (Беляев) пригласил в Саров 30 иеромонахов, 30 священников, до 150 послушников и причетников из Тамбовской и других епархий [10, с. 734–735]. Он распорядился построить в паломническом лагере на правом берегу реки Сатис восьмигранную часовню [9, с. 283–284]. Небольшие часовни были устроены также при каждой группе бараков. В них духовенство и певцы по расписанию совершали панихиды, молебны и раздавали паломникам иконки, сухарики и жизнеописания преподобного [10, с. 734–735]. По указанию губернатора за пределами Саровской пустыни соорудили 96 временных бараков, приемный покой, инфекционный барак и помеще-ние для больных людей. Кроме этого, построили две пекарни, кухню и прачечную, установили баки для воды, выкопали колодец, оборудовали ледники [9, с. 283–284]. На дорогах, ведущих в обитель, построили более 15 книжных лавок, где можно было приобрести брошюры и книги духовно-нравственного содержания [10, с. 734–735]. Подъезды и прилегавшую к монастырю территорию облагородили, через реку Сатис возвели мост. На средства императора Николая II по проекту князя М. Путятина изготовили сень и гробницу для мощей преподобного, которые установили в Успенском соборе обители [9, с. 283–284]. Обширная программа Саровских торжеств была разработана заранее и напечатана в газетах.

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский)
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский)

Саровские торжества возглавил первенствующий член Святейшего Синода, выдающийся иерарх Русской Православной Церкви, уроженец Тамбовской земли митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский). Он совершал богослужения и наблюдал за точным исполнением всей программы торжеств. В торжествах принимал участие епископ Тамбовский и Шацкий Иннокентий (Беляев) и другие архиереи.

Проездом из Санкт-Петербурга в Саровскую пустынь митрополит Антоний посетил Тамбов, где находился в течение трех дней: 27, 28 и 29 июня. Епископ Тамбовский Иннокентий и священнослужители с радостью принимали высокого гостя [7, с. 823]. 28 июня митрополит Антоний совершил богослужение в Спасо-Преображенском соборе и всенощную в Казанском муж-ском монастыре [7, с. 826–827], провел встречи с духовенством, членами консистории, преподавателями духовных учебных заведений. 29 июня по пути в Саров он посетил своего брата протоиерея Василия, служившего в Свято-Троицком храме села Малышево Спасского уезда Тамбовской епархии. Митрополит Антоний прибыл в Саровскую пустынь 3 июля.

3 июля гроб с останками преподобного подняли из могилы и установили в часовне над могилой саровских старцев. В Успенском соборе в этот день была отслужена литургия, по окончании которой духовенство и паломники крестным ходом прошли к часовне. После панихиды по иеромонаху Серафиму священники с пением «Святый Боже» перенесли гроб в храм святых Зосимы и Савватия Соловецких, где его установили на камень, бывший до этого на могиле старца. Затем храм закрыли, гроб внесли в алтарь и переложили останки в специально приготовленный кипарисовый гроб [9, с. 286].

16 июля в 12 часов дня во всех саровских храмах и часовнях начали служить панихиду с поминовением имен императоров от Елизаветы Петровны до Александра III, а также тех, кто так или иначе был связан с преподобным Серафимом: епископа Владимирского и Муромского Виктора (Онисимова), который рукополагал старца в сан иеродиакона; епископа Тамбовского и Шацкого Феофила (Раева), совершившего хиротонию преподобного в иеромонаха в Казанском монастыре города Тамбова; всех почивших тамбовских архипастырей; родителей преподобного – Исидора и Агафию; почивших игуменов и строителей Саровской пустыни, при которых преподобный подвизался в обители. В шесть часов вечера началось заупокойное всенощное бдение, которое совершалось во всех монастырских храмах и часовнях близ монастыря с поминовением иеромонаха Серафима.

В 3 часа ночи 17 июля из Серафимо-Дивеевского женского монастыря в Саров направился многолюдный крестный ход. Ему навстречу из Саровской обители в 7 часов утра вышел еще один крестный ход, который возглавил епископ Тамбовский Иннокентий (Беляев). Два крестных хода встретились у ближней часовни, где был отслужен молебен Божией Матери, и далее общий крестный ход проследовал в Саровскую обитель, где в 10 часов митрополит Антоний с архипастырями и духовенством совершил литургию.

Крестный ход во время Саровских торжеств
Крестный ход во время Саровских торжеств

В это время из Арзамаса в сторону Сарова выехал царский кортеж. В его составе находились: император Николай II, его супруга императрица Александра Федоровна, мать Николая II императрица Мария Федоровна, дядя императора великий князь Сергей Александрович с супругой великой княгиней Елизаветой Федоровной, сестра императора великая княгиня Ольга Александровна с супругом Петром, герцогом Ольденбургским, двоюродный брат императора великий князь Николай Николаевич, двоюродный дядя императора великий князь Петр Николаевич с супругой великой княгиней Милицей Николаевной, дочерью черногорского князя Негоши.

На границе Тамбовской и Нижегородской губерний для встречи императора была устроена нарядная арка. Здесь царя встречала большая делегация, состоявшая из дворян, представителей городов, волостных старшин, крестьян, разных народов Тамбовской губернии в национальных костюмах. Вечером император прибыл в Саровскую пустынь, где у врат его встречал митрополит Антоний с духовенством и молящимися. «Ощущалось какое-то особое чувство при входе в Успенский собор и затем в церковь св. Зосимы и Савватия, где мы удостоились приложиться к мощам святого Серафима», – написал император о первом дне пребывания в Сарове [6, с. 740–741].

На следующий день, 18 июля, императорская чета присутствовала на ранней литургии, которая началась в одном из приделов Успенского собора в 5 часов утра и закончилась в 9 часов [6, с. 740–741]. В 11 часов была отслужена последняя панихида по иеромонаху Серафиму, а в 6 часов вечера началось всенощное бдение, в ходе которого святые мощи преподобного перенесли из храма святых Зосимы и Савватия Соловецких в Успенский собор. Несли гробницу государь, великие князья и архиереи. Гроб был покрыт темно-красным бархатом [11]. Император оставил в дневнике такую запись: «Впечатление было потрясающее видеть, как народ и в особенности больные, калеки и несчастные относились к крестному ходу. Очень торжественная минута была, когда началось прославление и затем прикладывание к мощам» [6, с. 741].

Духовный трепет, радость и благоговение наполняли многих участников торжеств. Вот как писал один из них: «На кафизмах Преосвященный Иннокентий, епископ Тамбовский, произнес слово, приготовлявшее молящихся к наступающему священному моменту. Перед полиелеем все мы священнослужащие, участвовавшие в торжестве, облачились в священные ризы, вышли из алтаря и заняли свои места. Владыке митрополиту настоятель Саровской пустыни, отец Иерофей, подал ключ; владыка отпирает и открывает гробницу. Святые Мощи открыты, все поверглись на землю, а молитва всех вознеслась к небу и к Угоднику. «Ублажаем Тя, преподобне отче Серафиме», – запели мы величание новоявленному Угоднику Божию. Не уста и гортань пели, а сама душа неслась к Угоднику в славословии ему и в молитве. Много раз пропето было величание, пока владыка митрополит совершал каждение. Началось чтение и пение канона; стали прикладываться к святым мощам – сначала архиереи, потом Государь, Государыни, великие князья и княгини, затем священнослужащие и за ними прочие богомольцы. Всенощная закончилась в 12 часу. Тотчас началось служение молебнов новоявленному Угоднику Божию» [8, с. 684–685].

Нескончаемым потоком всю ночь шли молящиеся к святым мощам. Происходящее произвело воздействие даже на тех людей, которые оказались на прославлении не как богомольцы, а по долгу службы. К ним можно отнести художницу Варвару Петровну Шнейдер, которую пригласил в Саров тамбовский губернатор фондер Лауниц с целью разработки дизайна арки для встречи императора на границе Тамбовской и Нижегородской губерний. Она вспоминала о 18 июля: «…в воздухе было прямо разлито единение с чем-то высшим – минута была необычайно торжественная. <…> Всю службу стояли с зажженными свечами, когда стемнело, и вся паперть, весь двор, все было усеяно огоньками, изредка раздавался благовест, многим, не мне одной, казалось, что мы переживаем праздник Воскресения, и это светлая Заутреня, говорят, слышны были даже привет-ствия: «Христос Воскресе». Преподобный предсказал, что будет летом Пасха в Сарове» [11].

19 июля, в 5 часов утра, во всех храмах Саровской пустыни служили ранние литургии. Поздняя литургия в Успенском соборе началась в 9 часов утра. Ее совершал митрополит Санкт-Петербургский Антоний со всеми архиереями, 12 архимандритами, 12 протоиереями и священниками. «До малого входа святые мощи оставались так, как они были поставлены накануне среди храма, – в двух гробах: наружном дубовом и внутреннем кипарисовом. На малом входе архимандриты изъяли внутренний гроб со святыми мощами и благоговейно внесли в алтарь. Все мы в алтаре пали ниц и стояли коленопреклоненными, пока несомы были святые мощи. Из алтаря они изнесены были и в этом же кипарисовом гробе поставлены были в уготованную раку за правым клиросом между колоннами» [6, с. 685–686].

Келия, в которой скончался преподобный Серафим Саровский
Келия, в которой скончался преподобный Серафим Саровский

После литургии отслужили молебен, и кипарисовый гроб со святыми мощами извлекли из раки и крестным ходом обнесли вокруг собора. Император так описал этот день: «Подъем духа громадный и от торжественности события, и от поразительного настроения народа. Слыхали о многих исцелениях сегодня и вчера. В соборе во время обнесения святых мощей вокруг алтаря случилось также одно. Дивен Бог во святых Его. Велика неизреченная милость Его дорогой России; невыразимо утешительна очевидность нового проявления благодати Господней ко всем нам» [6, с. 741]. Император покинул Саров 20 июля, посетив Дивеевскую женскую обитель.

21 июля 1903 года Саровские торжества закончились. В этот день состоялось освящение храма в честь преподобного Серафима, возведенного в обители над его кельей. В торжествах участвовало до 200 тысяч человек.

Епископ Тамбовский и Шацкий Иероним (Экземплярский)
Епископ Тамбовский и Шацкий Иероним (Экземплярский)

Это событие имело важнейшее значение для Российской империи. Праздник в Сарове вошел светлой страницей в историю Тамбовской епархии и Тамбовского края. В нем особым, таинственным образом была явлена милость Божия к народам, населявшим Тамбовскую землю, где в начале ХХ века прославили двух святых – святителя Питирима Тамбовского и преподобного Серафима Саровского. В подготовке прославления преподобного Серафима участвовали четыре тамбовских архипастыря: епископ Иероним (Экземплярский), епископ Александр (Богданов), епископ Димитрий (Ковальницкий), епископ Иннокентий (Беляев). Обращает на себя внимание тот факт, что в комиссии по освидетельствованию святых мощей преподобного председательствовал выдающийся архиерей Русской Церкви митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский), уроженец Тамбовской губернии, выпускник Тамбовской духовной семинарии, ставший первым митрополитом — новомучеником Русской Церкви. Возглавил торжества прославления преподобного Серафима первенствующий член Святейшего Синода, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский), уроженец Тамбовской земли, как и митрополит Владимир (Богоявленский), учившийся в Тамбовской духовной семинарии. Со стороны гражданской власти губернии активное участие в подготовке и проведении Саровских торжеств принял тамбовский губернатор Владимир Федорович фон-дер Лауниц. Он и его помощники сделали все, чтобы праздник прошел на достойном уровне. Саровские торжества с полным основанием можно назвать и Тамбовскими, ибо они прошли в пределах Тамбовской губернии. Торжества засвидетельствовали силу веры и единение народа, благоговейное почитание им своих святых, среди которых особыми духовными и молитвенными подвигами сияет преподобный Серафим Саровский, «страны Тамбовской священное украшение» [1].

Список литературы

1. Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму, Саровскому чудотворцу. – Москва, 1904.

2. Во имя Отца и Сына и Святого Духа [Текст] // Тамбовские епархиальные ведомости. 1903, № 27. — С. 481–485.

3. ГАТО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 5475. Л. 1—2, 6 об.

4. ГАТО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 5480. Л. 5.

5. Деяния Святейшего Синода 29 января 1903 года [Текст] // Тамбовские епархиальные ведомости. 1903, № 7. — С. 147–153.

6. Дневники императора Николая II (1894–1918) [Текст] / отв. ред. С. В. Мироненко. — Москва : РОССПЭН, 2011. – 1100 с.

7. Посещение Тамбова Высокопреосвященнейшим Антонием, митрополитом С.-Петербургским и Ладожским // Тамбовские епархиальные ведомости. 1903, № 28. — С. 823–828.

8. Священник Ф. А. Саровские торжества // Нижегородские епархиальные ведомости. 1903, № 19. — С. 681–687.

9. Степашкин В. А. Серафим Саровский [Текст] / Валентин Степашкин. — Москва : Молодая гвардия, 2018. — 586 с.

10. Церковные приготовления к Саровским торжествам [Текст] // Тамбовские епархиальные ведомости. 1903, № 26. — С. 733 – 736.

11. Шнейдер В.П. Саровские торжества. Июль 1903 года / В.П. Шнейдер // Наше наследие: интернет-портал. — Текст : электронный. — URL: http://www.nasledie-rus. ru/podshivka/8310.php (дата обращения: 2.02.2021).

[1] В 1896 г. святитель Феодосий Черниговский 1897 г. для местного почитания священномученик пресвитер Исидор и с ним 72 мученика, в 1903 г. прп. Серафим Саровский, в 1908 г. восстановлено почитание св. кн. Анны Кашинской, в 1911 г. прославлен свт. Иоасаф Белгородский, в 1913 году свт. Патриарх Гермоген, в 1914 г. свт. Питирим Тамбовский и в 1916 г. свт. Иоанн Тобольский.

Источник: Тамбовские епархиальные ведомости, 2021 год, выпуск №4

Объявления
Приглашаем
добровольцев

Открываем волонтерское
движение при храме

Требуются
чтец и певчие

Cопрано, бас
со знанием обихода

Каким будет храм

Строительство храма началось в 2012 году по благословению Феодосия, митрополита Тамбовского и Рассказовского.

По замыслу архитекторов, храм будет выполнен в византийском стиле и сможет вместить до 1500 прихожан.

Его особенность в том, что он представит собой православный многофункциональный комплекс в трёх уровнях: на верхнем будет храм в честь преподобного Серафима Саровского, на втором расположится воскресная школа, а в нижней части здания – административно-хозяйственные помещения.

Вместе с колокольней высота сооружения составит 53 метра. Также планируется обустроить и всю прилегающую к храму территорию, разбить парковую площадку.

В настоящее время богослужения совершаются в нижнем храме, расположенном на цокольном этаже. Освящен он в честь преподобного Серафима Саровского 20 апреля 2019 года митрополитом Тамбовским и Рассказовским Феодосием.

Предстоит еще воздвигнуть и первый этаж, а затем еще и верхний этаж, красивый храм. Конечно, на это уйдет время, но, вместе с тем, мы уже имеем вот этот храм, нижний, куда можем собираться, куда будем приходить, для того, чтобы укреплять наши оскудевающие духовные и телесные силы.

Феодосий, митрополит Тамбовский и Рассказовский