В соцсетях и в жизни мы всё чаще встречаемся с агрессивными нападками на Церковь, со злым вышучиванием христианского мировоззрения и образа жизни. В одних случаях эта агрессия спровоцирована очередным «разоблачением церковников» в СМИ, но бывают, и нередко, злоба и недоброжелательство спонтанные, просто потому, что ты – христианин. Как мы (миряне, лично) должны поступать в этих случаях?
К каждому критику надо относиться как к потенциальному чаду Церкви
Священник Валерий Духанин:
– В целом христианину нужно быть выше чьих-то придирок, агрессивных нападок и критики. Злоба жила, живет и будет жить в нашем мире. Поэтому нужно спокойно принять, что кто-то испытывает к тебе неприятие, выплескивает негодование, не соглашается и критикует. Важно усвоить себе истину: не мы страдаем от чужого негодования и агрессии. Страдают те, кто копит в себе злобу, кто живет недовольством, кто хамит и грубит. Такие души страждут, страдают в прямом смысле слова, и о них надо молиться, чтобы они исцелились и спаслись.
Но вот что удивительно. Люди на протяжении жизни меняют свое мнение. И то, что они поначалу ругают, со временем могут принять как основную ценность для своего сердца. Я говорю это не как что-то отвлеченное, у меня перед глазами живые примеры. Те, кто ранее критиковал духовенство, рассматривал Церковь как средство закабаления людей и вытягивания из них денежных средств, со временем искренне обратились к Богу, стали исповедоваться и причащаться, а кто-то даже построил храм. Но не дискуссии обратили этих людей к Богу. Сама жизнь показала шаткость прежних мирских опор, а искреннее сердечное обращение к Богу преобразило их жизнь.
Поэтому к каждому критику надо относиться как к потенциальному чаду Церкви. Соответственно, если и отвечать на критику, то без осуждения и превозношения. Но при этом смотреть, есть ли смысл вообще для ответа в данный момент. Если критика исходит из искреннего недоумения человека, если предполагается спокойное обсуждение, то отвечать возможно. Если же критик просто выплеснул свои страсти, то отвечать смысла нет. Пусть это останется личной грязью того, кто заражен критицизмом, и нам прикасаться к этому незачем.
Когда мы увидим на своих страницах в социальных сетях ругательные комментарии к материалам, агрессию и хамство, то эти комментарии просто удалим и тем самым закроем вопрос. Смысл же церковного свидетельства – в положительном примере. Надо наполнять интернет добрыми и поучительными примерами из истории и из современной жизни Церкви.
Личный грех христианина – не просто его личное дело
Священник Алексий Веретельников:
– Во-первых, мне кажется, что это несколько естественный порядок вещей, к сожалению. Церковь, как и Христос, должна быть гонима. Не нужно этим смущаться, не нужно этому ужасаться. Ведь часто мотив для упреков и критики – сознательно или подсознательно такой, что люди не желают жить добродетельно.
Например, они не могут расстаться с какой-то своей страстью, но признаться в этом себе человек не в состоянии. Поэтому он находит какой-то повод в виде неподобающего поступка того или иного священника. Часто таким поводом служит какой-то непроверенный слух.
С другой стороны, безусловно, на каждом христианине, и в первую очередь на священнике и на иерархе, лежит большая ответственность. Действительно, не следует давать какого-то повода недоброжелателям Церкви. Должна быть большая искренность, жертвенность, сознание того, что каждый из нас является клеточкой тела Церкви, которая есть Тело Христово. Соответственно, личный грех того или иного священника и даже мирянина или, наоборот, стояние в добродетели – это не просто личное дело человека. Это то дело, которое в глазах людей нецерковных накладывает отпечаток на всю Церковь. То есть каждый христианин должен осознать свою ответственность перед Церковью.
В ситуации, когда ругают священников, можно хотя бы прощупать почву, спросить: «Вот ты ругаешь священников, а сколько священников ты реально знаешь? С кем имел дело непосредственно?» И чаще всего выясняется, что никого этот человек не знает, а что-то такое прочитал и судит. И аргументом тогда могут выступить слова о том, что я знаю такого-то священника из нашего храма и такого-то и уверяю, что это весьма порядочные люди.
То есть здесь не надо бояться вступать в рассудительную и разумную полемику. Но если мы видим, что человек буквально дышит злословием и наши попытки вызовут дальнейший шквал отрицательных эмоций, то здесь остается, наверно, только молиться, чтобы Господь помог преодолеть ожесточение в его сердце.
Чернухой уже все объелись
Священник Александр Дьяченко:
– Подобного рода материалов всё больше и больше. Сегодня в обществе нет неприкасаемых. Склоняют всех, начиная с главы государства. Как нам на это реагировать? Во-первых, нужно понимать специфику сегодняшних СМИ. Им вообще всё равно, на какую тему писать, главное – получить как можно больший резонанс. Отреагируют на пьяного попа в «мерседесе», на следующий же день все растиражируют эту тему. Прессе нужен скандал, она на этом зарабатывает, а нормальный батюшка, батюшка трудяга и подвижник, вообще никому не интересен. Потому на материалы скандального профиля внимания лучше не обращать.
Но порой среди множества сообщений на церковную тему вдруг да появится справедливый критический материал в наш адрес. В этом случае нужно относиться к нему адекватно. Содержимое статьи изучить и делать всё, чтобы исправить – в первую очередь в самом себе – указанные недостатки.
Скажу больше: нам очень не хватает здоровой конструктивной критики внутри самой церковной общины. Не будем сами себя критиковать – этим займутся внешние, в первую очередь в интернете, вытряхивая наш внутренний сор на всеобщее обозрение и зубоскальство. Давайте помнить старинную пословицу: «На то и щука, чтобы карась не дремал». Общественное мнение – сегодня это мощнейшее оружие.
И последнее: надо создавать в глазах обывателя образ нормального православного христианина. Этим сегодня и занимаются церковные телеканалы «Союз» и «Спас», а также множество христианских интернет-сайтов. Смелее выходить в социальные сети, рассказывая о добрых делах. Неужели нам не о чем рассказать? Писать и говорить о воспитании детей и подростков и много еще о чем. На самом деле людям как воздух нужен свет евангельский, чернухой все уже объелись.