12 июля 2020 года, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице, в праздник славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла в Серафимовском храме г.Тамбова состоялась Божественная литургия. Богослужение совершили настоятель храма священник Димитрий Пимкин и клирик священник Михаил Кулешов.
После Литургии был совершен молебен. Затем священник Димитрий Пимкин обратился к прихожанам с проповедью.
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Праздник в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла предваряли особые подготовительные дни, что является удивительным фактом. Мы знаем, что Русской Православной Церковью установлено 4 многодневных поста. Из них Рождественский, Великий и Успенских предшествуют величайшим праздникам, посвященным Господу и Божией Матери, и только один подготавливает верующих ко дню памяти святых подвижников. Это Петров пост, установленный в честь святых апостолов Петра и Павла.
Все четыре поста предваряют празднование событий, которые имеют огромное значение для нашего спасения. Рождество Христово — пришествие Спасителя на землю, когда Господь соединил в Себе две природы — Божественную и человеческую. Пасха — сошествие во ад и воскресение из мертвых, когда Христос попрал смертью смерть и «сущим во гробех» даровал жизнь. Успение стало тем днем, когда в лице Божией Матери мы обрели Усердную Заступницу и Неусыпную Ходатаицу за весь род христианский пред Престолом Божиим. Святые же апостолы Петр и Павел много потрудились для просвещения «сидящих во тьме и тени смертной» (Лк. 1, 79), явили примеры искреннего покаяния и засвидетельствовали нерушимость своей веры, приняв мученическую кончину.
Святой апостол Петр был простым человеком, который имел семью и в поте лица добывал хлеб насущный, когда Христос призвал его на служение. Родители дали ему имя Симон, но Господь нарек его Петром, что значит «камень». «И на сем камне, – сказал Господь, – Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18).
Следуя за Спасителем, апостол Петр до глубины души полюбил своего Божественного Учителя. Когда Господь трижды вопросил его: «Петр, любишь ли Меня», Петр ответил: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя». Конечно, будучи простым человеком, еще не укрепленным благодатью Святого Духа, как это произошло в День Пятидесятницы, он был подвержен сомнениям и даже страху. Следствием временного малодушия стало трехкратное отречение апостола Петра во дворе первосвященника в те страшные дни страданий Христа. Сердцеведец Господь знал и предсказал это во время Тайной Вечери. Однако Спаситель знал и о том, что всю жизнь апостол Петр будет раскаиваться, и обильные покаянные слезы прочертят борозды на его щеках. Христос знал также о том, что его верный ученик будет бесстрашно проповедовать имя Божие среди жестоких гонений и многих приведет на путь спасения, за что примет мученическую смерть.
За то, что обратил в христианство двух жен Нерона, и за другие свои деяния во славу Божию апостол Петр был приговорен к той же казни, что и его Божественный Учитель, – к распятию на кресте. Однако по смирению своему он попросил распять его вниз головой, потому что считал себя недостойным принять ту же смерть, что и Спаситель.
Совсем по-другому сложился жизненный путь апостола Павла. Он получил прекрасное образование, поскольку его отец был фарисеем. Изначально Савл (так звали апостола Павла до обращения) не принял учения Иисуса Христа и жестоко преследовал его последователей. Когда иудеи побивали камня первомученика архидьякона Стефана, Савл также присутствовал при казни. Однако Господь, уже вознесшийся на небеса, Сам явился Савлу по дороге в Дамаск и говорил с ним. Спаситель также повелел христианину Анании исцелить ослепшего гонителя христиан, назвав его «сосудом избранным».
Прозрев очами телесными и духовными, апостол Павел посвятил всего себя без остатка просвещению язычников. Тем не менее еще долго среди христиан к нему сохранялось настороженное отношение, поскольку слишком жива была память о том, как «Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (Деян. 8, 3). Однако его глубокое покаяние в содеянном и ревностная проповедь Христова Воскресения со временем снискали ему доверие, любовь и уважение верующих. Пламя его веры ярко горело, освещая путь другим, и ничто в мире не могло погасить его.
Обладая блестящим даром слова, апостол Павел написал 14 посланий, которые были затем включены в Новый Завет. В одном из них есть такие проникновенные слова: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? … я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8, 35, 38–39).
Эти слова апостол Павел подтвердил собственным примером, претерпев многочисленные страдания и завершив свой жизненный путь мученической смертью. Поскольку его труды привели к пути спасения такое множество людей, его наравне с апостолом Петром называют первоверховным, хотя он не входил в число 12 и 70 апостолов.
Будем же просить святых апостолов Петра и Павла, чтобы по их молитвам Господь укрепил нас в вере и даровал нам жизнь вечную. Аминь!»
История праздника святых апостолов Петра и Павла
Святые первоверховные апостолы Петр и Павел, согласно церковному преданию, приняли святое мученичество в один день – 29 июня (12 июля). Эта дата указана в дошедших до нас древних календарях: (Римском IV в.; Карфагенском V в.), в мартирологе блаженного Иеронима (IV в.), в сакраментарии папы Григория Великого (VI в.).
Исследователи считают, что св. апостол Петр прибыл в Рим в 67 году. Здесь он многих обратил ко Христу. В Риме он написал Второе соборное послание к христианам, обратившимся из иудеев и язычников, находившихся в рассеянии в Малой Азии. Господь предвозвестил ему о скором исходе из земной жизни: скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память (2Пет.1:14–15). С началом гонений, которые воздвиг император Нерон, ученики апостола Петра уговорили его покинуть Рим, чтобы не лишиться пастыря. Из любви к ним Петр согласился. Выйдя из города, на древней Аппиевой дороге апостол встретил Иисуса Христа. На вопрос «Куда идешь, Господи?» Спаситель сказал: «Иду в Рим, чтобы снова распяться». Сейчас на этом месте стоит храм («Domine, Quo Vadis?»), в котором имеется копия с камня, на котором отпечатались стопы Господа. Подлинный камень со следами Спасителя находится в церкви св. Севастиана в Риме. После возвращения в Рим св. апостол Петр был заключен в Мамертинскую темницу (Carcere Mamertino), которая находится на спуске Капитолийского холма ниже церкви св. Иосифа Обручника (San Giuseppe). Из Мамертинской темницы апостола Петра отвели на Ватиканский холм, который расположен на правом берегу реки Тибр. На холме находился цирк Нерона. Здесь св. апостол принял мученическую смерть. Здесь исполнились слова Спасителя: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною (Ин.21:18–19). Как и Учитель, апостол был возведен на крест, но из смирения просил распять его вниз головой. Здесь же, на Ватиканском холме, он был погребен священномучеником Климентом Римским и другими учениками. Место это благоговейно хранила память римских христиан. Когда в 1941 г. в подклете собора св. апостола Петра проводились раскопки, именно на этом месте нашли плиту с краткой и очень выразительной надписью на греческом языке: «Петр здесь».
О времени прибытия св. апостола Павла в Рим мы не знаем. Как и св. апостолу Петру, Господь открыл Своему избранному сосуду (Деян. 9:15) время кончины: я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его(2Тим.4:6–8). Благоговейная память христиан сохранила место, где апостолы простились. На этом месте по Остийской дороге стоит посвященная обоим апостолам церковь. Апостола Павла привели в загородную местность, которая называется Сальвийские воды. Как римский гражданин, он не мог быть распят. Здесь его обезглавили. Большинство исследователей относят мученическую кончину свв. апостолов к 67 г. по Р.Х.
Над гробницей апостола Павла св. равноапостольный Константин Великий в 324 году построил церковь.