Top.Mail.Ru
Богослужение в Неделю 1-ю по Пятидесятнице (Всех святых) - Храм во имя преподобного Серафима Саровского

Богослужение в Неделю 1-ю по Пятидесятнице (Всех святых)

14 июня 2020 года в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в Серафсимовском храме города Тамбова была совершена Божественная литургия. Богослужение совершил клирик храма священник Михаил Кулешов.

Святость в Христианской Церкви всегда была чем-то неземным и абсолютно иным по отношению к человеку. К святости призывает нас Господь, говоря, чтобы мы были святы, потому что Он тоже свят. Слово «святой» в переводе с разных языков в большинстве случаев означает одно и то же: или «отличие, неодинаковость», или «светлость», или то, что не присуще земному миру. Потому святой, с одной стороны, является чуждым этому миру, а с другой стороны, является ему светом.

Таким образом, в первую Неделю по св. Пятидесятницы Церковь поднимает известную с древних времен тему – тему святости, тему многовекового опыта Святой Церкви для того, чтобы напомнить человеку о том, что он призван к святости, в независимости от условий жизни призван в ней руководствоваться любовью и верностью к Богу.

Почитание святых началось с момента рождения Христианской Церкви. Уже апостол Иоанн Богослов в своем «Откровении» писал о святых как собрании людей, которые перед концом мира поклонятся Агнцу.

В первые три века своего существования Церковь пребывала в состоянии гонений, возведённых на нее римскими императорами-язычниками. Иными словами, христианство возрастало на крови мучеников, которые и становились для последователей Христа образцом терпения, бесстрашия, примером настоящего христианства. Взирая на их жизнь, христианские писатели ссылались на их подвиги и отмечали их мужество.

Очень важным моментом является отношение раннехристианской Церкви к понятиям «усопший» и «святой». Фактически, у первых христиан не было разделения между святыми и просто усопшими христианами. Это прежде всего связано с духовной практикой Древней Церкви. В связи с гонениями христиане совершали богослужения на кладбищах, в катакомбах – в местах, где были замучены или погребены их мученики. Тем самым они свидетельствовали о святости не только данного места, но и этих усопших. Таким образом, человек, во время земной жизни пребывавший в Церкви Христовой, принесший достойный плод покаяния и умерший христианской кончиной, становился образцом для подражания последующим поколениям.

В IV в. христианство стало сначала разрешённой, а затем и государственной религией. В связи с этим в него начало вкрапливаться очень много разных людей, которые в своём большинстве принимали христианство в рамках государственной политике, а не от искреннего сердца. Вследствие этого Церковь внешне благоденствовала, а внутри должна была дать ответ на разные вопросы, в том числе касающиеся жизни христианина. В первые три века христианская жизнь предполагала прежде всего проживание в общине, исполнение заповедей, выполнение определённого устава и участие в Божественной литургии, что является особенно важным, поскольку, участвуя в совместных богослужениях, верующие видимым образом формируют мистическое Тело Христово. Таким образом, вследствие вхождения в Церковь многих людей появилось понимание того, что жизнь человека, являющегося христианином, может не быть достойной для подражания. И ввиду того, что произошёл разрыв между святостью и христианской жизнью, среди почивших христиан особо выделяются лишь некоторые, подвиг которых достоин подражания.

Первыми днями памяти святых были дни памяти мучеников. Каждая община, пребывавшая в разных территориальных рамках Римской империи, имела своих мучеников, живших в той местности. Соответственно, их память особо почиталась, а её совершение отличалось особым богослужебным чином. Такие одиночные почитания приблизительно начались в начале II в.

Первый собор святых – это день памяти всех святых. В IV-V вв. постепенно формировался Иерусалимский богослужебный устав, который предложил две даты. Первая дата – день почитания святых мучеников – 22 января. Вторая дата – день почитания святых апостолов и всех их последователей. Второе празднование посвящено именно всем тем, кто, держась учения апостольского, провёл свою жизнь достойно и, не будучи замученным, мирно скончался. Таким образом, эти два собора святых, возникших в IV-V вв. и окончательно закреплённых в VI в., являются первыми соборами святых, которые почитала Древняя Церковь.

В VI в.- нач.VII в. на Западе появилась продержавшаяся до нач. XI в. дата 13-го мая как дата почитания всех святых. В XI в. появилась дата 1-го ноября, которая и до сегодняшнего дня является актуальной в Римо-Католической Церкви.

Православная же Церковь в VI в.- нач.VII в. окончательно утвердила днём почитания всех святых первое воскресенье после дня Св. Троицы. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что в этот день нужно вспоминать всех святых, которые, свидетельствуя об Истине, свою жизнь положили. При этом под фразой «свою жизнь положили, свидетельствуя об Истине» святитель понимал не только мученический подвиг, но и вообще христианский подвиг, который совершали и скончавшиеся в мирных условиях.

Таким образом, в первую Неделю после праздника Св. Троицы Святая Православная Церковь свидетельствует о том, что Дух Святой, в день Пятидесятницы видимым образом сошедший на апостолов, по настоящее время продолжает руководить ею, освящать и хранить её, подтверждением чему является сонм святых, от века угодивших Богу своей благочестивой жизнью.

Подпишитесь на официальные сообщества храма в социальных сетях:
Летопись строительства
Участвовать в строительстве храма:

Мы с благодарностью принимаем любое посильное пожертвование и поминаем постоянных жертвователей за каждой Литургией и на акафисте преподобному Серафиму.

Станьте продолжателем древней церковной традиции, благодаря которой на Руси возведено великое множество храмов и монастырей.

Уже построен и освящен нижний храм, в котором регулярно совершаются богослужения. Можно заказать требы онлайн.